Не секрет, что результат деятельности индустрии моды ежегодно всё более пагубно влияет на экологию, и избежать этого практически невозможно. Помимо существующих проблем, возникающих непосредственно из-за фабрик и заводов, не всегда очевидной становится проблема утилизации вещей – уже поношенных или даже не введённых в эксплуатацию. Этой теме мы бы хотели посвятить сегодняшнюю статью, приуроченную к ежесезонной акции SAMPLE SALE (распродажа вещей из прошлых коллекций, образцов производства и др.), которая проходит с 26 по 28 августа на сайте GATE31.RU. Давайте начинать!
Итак, по порядку. Для произведения какой-либо модели одежды необходима ткань, которая изначально представляет из себя натуральный или искусственный материал. Простой пример: хлопковая футболка. Чтобы вырастить хлопок, тратится огромное количество воды – ресурсов Земли. Согласно исследованию Institute of Water, на создание одной хлопковой футболки тратится более 2000 литров воды. После получения расходного материала его нужно превратить в хлопковое волокно: сначала хлопок подвергается специальной сушке для уменьшения содержания влаги, затем проходит через чистящее оборудование для удаления посторонних предметов, после этого он прессуется, вытягивается, превращается в пряжу и в итоге попадает на ткацкие станки, которые ткут хлопчатобумажную пряжу в ткани. Финальной точкой становятся отделочные фабрики, где ткань отбеливают, усаживают, окрашивают и производят специальную отделку. Кажется, что все эти процессы не влекут за собой пагубных экологических последствий, однако во время каждого этапа тратятся большие объёмы электроэнергии и воды, и природа сталкивается с выбросами производственного мусора и прочими издержками работы фабрик и заводов.
Этап производства ткани окончен. Далее компании производят сам продукт, и, естественно, наибольшие объёмы произведённой одежды приходятся на масс-маркет. Таким компаниям необходимы модели всех цветов и всех размеров, а также важным фактором становится скорость изготовления продукта. Из-за этого у швей (в индустрии моды до сих пор каждую модель создаёт человек, а не машина) физически не хватает времени для отслеживания каждого шва, что потенциально сокращает срок службы того или иного предмета гардероба.
Не углубляясь в подробности, мы оказываемся на этапе, где у какой-либо компании, продающей одежду, остаётся нераспроданный товар. Первоочередной задачей, конечно, становится аналитика прошедшего сезона или расчётного периода, на основе которой в будущем компания не допустит подобного перепроизводства. Но не менее важным вопросом становится избавление от лишних вещей. Причины могут быть разными: нехватка мест на складах, спад применённого в коллекции тренда, желание сделать акцент на новой коллекции и другие факторы, которые заставляют компании предпринимать действия по избавлению от тех или иных предметов гардероба.
Примерами неудачных способов решения проблемы, которые повлекли за собой репутационные, а затем и финансовые потери у брендов, является сжигание нераспроданной продукции, а также намеренная порча вещей с дальнейшим выбрасыванием равноценно обычному мусору. Люксовые бренды прибегали к таким мерам для того, чтобы не обесценивать бренд скидками или перепродажей вещей на чёрном рынке. Для них важна труднодоступность и уникальность одежды, аксессуаров и даже парфюма. Несмотря на то что после общественных волнений бренды выступали с заявлениями, что производят утилизацию вещей наиболее экологичными способами, позднее им всё же приходилось уменьшать объёмы производства или выступать с предложениями, способными улучшить экологическую повестку. Например, боксы для сдачи старой одежды на переработку в магазинах H&M появились после аналогичного скандала.
Какие существуют более гуманные способы? В первую очередь это участие брендов в благотворительности. Детские дома, малоимущие семьи и организации, занимающиеся помощью бездомным, нуждаются в одежде и обуви постоянно, поэтому некоторые компании жертвуют свои нераспроданные вещи или модели с минимальным браком в подобных направлениях. Также в мире широко распространены распродажи для сотрудников. В люксовых брендах каждая вещь помечается перед продажей, чтобы в дальнейшем отслеживать её возможное появление на чёрном рынке. Если подобное происходит и сотрудник решает перепродать брендовую вещь и заработать на этом, при обнаружении такого факта человек вносится в чёрный список компании или концерна. В брендах более низкого ценового сегмента на распродажи для сотрудников можно приглашать друзей и родственников. И не менее экологичным методом становится создание аутлетов – магазинов, которые собирают в себя все модели прошлых коллекций со всех точек бренда.
И завершающий способ, которому посвящён сегодняшний материал, это SAMPLE SALE. Из названия следует, что это распродажа, включающая в себя образцы производства, однако в более широком распространении такие акции представляют также и модели прошлых сезонов с максимальными скидками. Для брендов это возможность освободить склады для новых коллекций и экологично избавиться от нераспроданных вещей, а для покупателей – отличный способ обновить гардероб по очень приятным ценам.
А что делать, если вы и сами не против освободить свой шкаф от накопившихся вещей? Если речь идёт об изделиях GATE31, то мы с радостью примем их в одном из наших магазинов, чтобы отправить в благотворительный фонд или на переработку, а вам начислим 10% от стоимости вещей на ваш бонусный счёт. Подробнее о программе читайте здесь. Если же вы хотите попрощаться с изделиями других брендов, то мы советуем найти в интернете ближайшие к вам социальные центры, принимающие одежду и обувь для дальнейшего распространения среди нуждающихся, а также специальные контейнеры, обычно расположенные в общественных местах, куда вы можете положить свои старые вещи и быть уверенными, что они обретут вторую жизнь или отправятся на переработку.
Мы ежедневно носим большое количество вещей и порой даже не догадываемся, чего это стоит для природы. Отдать одежду на переработку или благотворительность – это полчаса времени, которые спасут экологию от лежащих на мусорных полигонах предметов гардероба. Кажется, что это такая мелочь относительно нашей планеты, однако именно из мелочей всегда строится что-то великое и прекрасное.
Если вас заинтересовала акция SAMPLE SALE от GATE31, то ознакомиться с ассортиментом со скидками вы можете на нашем сайте. Покупайте осознанно, а освобождайте гардероб осознанно вдвойне.
Текст: Юлия Данилова
контент-менеджер GATE31