На этом сайте используются файлы cookie. Подробнее.
GATE31 × ФОНД «ОБНАЖЁННЫЕ СЕРДЦА»

Эта осень начинается для нашего бренда по-особенному. В международный день благотворительности мы рады представить вам нашу коллаборацию с Фондом «Обнажённые сердца» и созданную нами форму для сотрудников одного из направлений: Центров поддержки семьи Фонда «Обнажённые сердца».

Задача центров — помощь семьям, где есть дети с аутизмом. Первая площадка была открыта в Нижнем Новгороде, а позже появился Центр в Москве. За время работы помощь получили более 605 семей. И именно для сотрудников этих двух Центров мы создали форму.

Большая часть работы Фонда — это поведенческие программы помощи для детей с нарушениями развития. Признаемся честно, во время 30-минутного визита в московский центр наша команда осталась под большим впечатлением от работы инструкторов и того, насколько интенсивен весь процесс. Занятия с ребёнком чередуются с активной игрой и перекусом и продолжаются до 4 часов, во время которых инструктор чётко следует индивидуальной программе ребёнка, контролирует пространство вокруг и грамотно реагирует на не всегда предсказуемое поведение малышей.

Но это – не единственное направление. Сотрудники Фонда взаимодействуют с родителями, специалистами из других организаций и молодыми людьми, передавая знания о методах с доказанной эффективностью. Поэтому важно было создать удобные комплекты, которые выдержат активный ритм игры детей и в равной степени будут уместны на стажировках коллег из других организаций.

В состав формы вошли удобные брюки на резинке с простроченной стрелкой, оверсайз рубашки, футболки и свитшоты из плотных материалов. Палитру из чёрного, белого и серого мы также выбрали не случайно. Она не перенапрягает внимание детей и уместна при работе со взрослыми. Всё это позволяет выбрать образ, подходящий для разносторонних задач фонда. 

Каких именно задач? Об этом нам расскажут сотрудники московского и нижегородского Центров поддержки семьи «Обнажённые сердца». Ведь именно их мы пригласили в наш проект, чтобы представить вам коллаборацию.

РАБОТА СОТРУДНИКОВ

Многие думают, что я занимаюсь с группой, работаю с классом. Кто-то уверен, что я обучаю новым языкам. Но нет. На самом деле сложно сказать, чем мы занимаемся. Ведь, говорят, что, если вы увидели 1 человека с аутизмом, вы увидели только 1 человека с аутизмом. Это абсолютно индивидуальный подход, абсолютно индивидуальная программа, абсолютно индивидуальное обучение.
© Кирилл Алексеев, Инструктор в программе ASSERT Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.

Когда приходит ребёнок, мы изначально проводим диагностику. Мы смотрим, как ребёнок взаимодействует, как он просит и общается, играет. Мы анализируем его навыки, ставим цели. Это всегда небольшие ближайшие шаги, от которых мы отталкиваемся далее. Если мы достигли цели, анализируем и ставим новые задачиисходя из того, какие дефициты есть у ребёнка. И несмотря на то, что программа одна, внутри мы всё равно подстраиваемся под каждого. Они все разные, и мы берём конкретного ребёнка, его цель и двигаемся к ней шаг за шагом.
© Анастасия Титова, Заместитель руководителя Центра поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве.

Мы собираем очень много данных по поведению, коммуникации: по результату занятий у инструкторов есть заполненные бланки. У меня есть 3 ребенка, за которых я отвечаю. И все данные по ним я собираю, анализирую, рисую графики развития. Каждый день отслеживаем, как меняется график. И на основе анализа кейс-менеджер корректируем программу.
© Ирина Пименова, Заместитель руководителя Центра поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве.

В целом, у нас есть разработанная четкая методика, которая говорит нам, что делать в той или иной ситуации. Но при всём при этом, что касается игры, чтобы ребёнок не только учился, но и удовольствие от этого получал, здесь приходится придумывать много всего разного: игр, взаимодействия. И с каждым ребёнком это всегда будет что-то новое, другое.
© Кирилл Алексеев

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ С АУТИЗМОМ, А ТАКЖЕ С РОДИТЕЛЯМИ МАЛЫШЕЙ 

Раньше я работала со взрослыми с аутизмом в другой организации, которая сотрудничала с фондом. Со взрослыми взаимодействуешь как с любым другим взрослым: как с людьми без аутизма. Здесь другое: это дети, с которыми надо играть и по-другому коммуницировать.
© Татьяна Бальчукова, Заместитель руководителя Центра поддержки семьи «Обнажённые сердца» в Москве.

Мне вначале было сложно. Были мысли: «Мне тебя жалко, я не буду заставлять тебя это делать, не буду просить». Сложно было переключиться: это дети, они все такие маленькие и миленькие. Ну не хочешь заниматься ― конечно, не занимайся. Найти грань — это важно. И понять, что мне тебя не жалко, я как раз делаю всё, чтобы тебе помочь. Просто делаю это другими способами, которые работают. Это было самое сложное.

Но, конечно, родителям сложнее. Это их ребёнок, и когда на совместных занятиях он рыдает и просится на руки вместо выполнения инструкции, мамы реагируют. И когда они видят, что методики работают, им проще себя сдерживать и обучаться взаимодействию вместе с детьми. Большинство родителей, когда приходят, понимают, что им нужна помощь: скажите нам, как делать, и мы будем делать.
© Анастасия Титова

Как я замечал, многие родители, когда узнавали, что у их ребёнка аутизм, отчаивались и теряли веру в своих детей. Но этого не стоит делать: они точно так же радуют, у них есть те же успехи. И это большая заслуга детей: они показывают родителям и нам, что они, в общем-то, ничем не отличаются. Они также смеются, также бегают, улыбаются, болтают.
© Кирилл Алексеев

ЦЕЛИ ФОНДА

У фонда есть много разных целей: от обучения специалистов по России до обеспечения включенности людей с аутизмом в общество (инклюзия) и обучения родителей. Я занимаюсь в том числе программой для родителей. И мне кажется, что это очень важная история, потому что именно родители больше всего времени проводят с детьми. И им нужно понимать, как с ними правильно взаимодействовать, чтобы развивать.
© Татьяна Бальчукова

Родители приходят с разным опытом: кто-то не знает ничего, кто-то знает много разного, иногда противоречащего. И наша задача — объяснить, какие есть особенности у детей, как взаимодействовать. Занятия с педагогом — это, конечно, нужно. Но родители находятся с ребёнком 24/7, и очень важно, чтобы родители знали, как поддерживать то, что ему дали в центре, чтобы мы были в единой связке. И очень важно говорить родителям о том, что у них получается: у них действительно очень многое получается, но никто им про это не говорит.
© Анастасия Титова

Очень часто бывает так: из-за того, что в семье оказывается ребёнок с аутизмом, семья становится изолированной от общества. И если родители понимают, что нужно делать, как нужно реагировать и как помочь своему ребёнку, то они могут жить совершенно обычной нормальной жизнью. Повышается вероятность того, что ребёнок может пойти в обычный детский сад, обычную школу.
© Татьяна Бальчукова

Как правило, когда заканчивается программа, ребёнок идёт в детский сад или школу. Есть навыки, которые мы не можем в центре дать: это совместная деятельность с другими детьми. Так как они все с аутизмом, им сложно друг с другом взаимодействовать, им нужны сверстники, и они с помощью них будут учиться.
© Анастасия Титова

«ЛЕТО СО СМЫСЛОМ»

У Центра и Фонда в целом есть много разных активностей, мы не останавливаемся только на работе с детьми. Например, меня пригласили работать в Центр после того, как я была волонтером в лагере «Лето со смыслом». Суть лагеря в том, что на 5 дней приезжают подростки с аутизмом и проводят время как сверстники в обычных лагерях. Есть и багги, и скалодром, и творческие мастер-классы. И это помогает подросткам с аутизмом почувствовать себя в новой обстановке, попробовать новые активности, познакомиться с новыми людьми и прожить настоящий летний лагерь.
© Полина Грибова, Тьютор, куратор программы «Досуг» Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца» в г. Нижний Новгород

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫХОДЫ ЦЕНТРА

Я тьютор и занимаюсь сопровождением взрослых людей с аутизмом. Мой функционал очень большой. Например, я курирую социальные выходы Центра в Нижнем Новгороде. По сути это культурный досуг: каждую пятницу мы посещаем новое место в городе. Это могут быть музеи, спортивные центры или прогулки по городу.

Когда мы с ребятами приходим в новое место, вокруг очень много всего нового, непривычного, и можно легко потеряться. Поэтому в течение недели на занятиях мы готовим молодых людей к таким выходам: рассказываем, что нас ждёт, есть ли определённые правила поведения.

Но чтобы социальный выход был успешен, к нему нужно подготовиться не только молодым людям, но и локациям: сотрудники, например, музея должны быть готовы ко встрече.  

И я взаимодействую с этими площадками, подготавливаю их и помогаю адаптировать программы. Мы рассказываем, чем наполнить экскурсию, чтобы молодым людям было легче воспринимать информацию, как структурировать окружающую среду, как сделать так, чтобы молодому человеку было понятно, что его сейчас ждёт. И обо всех стратегиях, которые мы используем в работе, также рассказываем и сотрудникам локаций.

Важно рассказывать, какие есть особенности у людей с аутизмом, какие могут быть особенности с коммуникацией и поведением. И это, мне кажется, — наш большой вклад в развитие общества. Ведь не только важно подготовить молодых людей к взаимодействию, но и мы сами должны быть готовы ко встрече.

Самое интересное — когда ходим в центры современного искусства. Ты приходишь, вокруг много абстракции, иногда это дополняется непонятными звуками. Согласитесь, даже нам с вами иногда может быть некомфортно воспринимать информацию. И очень часто молодые люди дают свою интересную интерпретацию того, что изображено, какие у них ассоциации возникают. Мне кажется, что у искусства вообще нет границ.
© Полина Грибова

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ

Помимо социализации, мы также помогаем взрослым адаптироваться на местах занятости. Сейчас у нас реализуется 2 программы: сопровождаемая занятость и сопровождаемое трудоустройство. В первом случае это волонтёрская работа: молодые люди хотят быть полезными обществу и выполняют важные трудовые функции в разных организациях. И мы сопровождаем их, помогаем строить взаимодействие с сотрудниками этих организаций, на занятиях в центрах обсуждаем важные вопросы, которые их волнуют, и поддерживаем.

Во втором случае речь идёт уже про официальное трудоустройство. Здесь мы помогаем собирать документы, составлять резюме и готовиться к собеседованию. Но это всегда поддержка и самих молодых людей, и работодателей, потому что для них такой опыт тоже может быть новым, и наша задача здесь — распространять информацию, помогать эффективно взаимодействовать.
© Полина Грибова

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА

Мне кажется, наш центр — это очень хорошо поставленный пример того, как надо делать. Того, как нужно работать с людьми с аутизмом. Понятно, что центр у нас не очень большой, и охватываем мы не так много семей, как хотелось бы. Но поскольку к нам приходят и из других организаций, и на стажировки из других городов, мы просто некоторая площадка, которая действует как нужно и стремится соответствовать мировым стандартам. Этот опыт мы и транслируем. Наверное, это наша основная задача.
© Илья Марков, Старший кейс-менеджер Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород, супервизор программ фонда «Обнаженные сердца».

СТАЖИРОВКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЛАТФОРМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Стажировки для специалистов — это новый для нас формат. Мне кажется, это очень хорошая история. Мы можем передавать свои знания и помогать другим людям. Здорово, что это будет распространяться в другие города и другие организации. И это значит, что людей с особенностями, получающих качественные услуги, будет гораздо больше. И это прекрасно.
© Татьяна Бальчукова

У нас периодически проходят стажировки для специалистов других организаций. Мы учим программам, показываем, как их реализовывать, как вести. И в меру возможностей площадок, от которых эти люди приезжают, они реализуют программы и у себя. Нам важно натренировать работать с людьми с аутизмом, чтобы специалисты понимали, в чём отличие работы с детьми с аутизмом, и чтобы знали, какие основные подходы мы используем. Мы рассказываем, показываем, приходим к детям, и они тренируются работать.

Это не только разовые стажировки, но и поддержка. Например, мы сотрудничаем с детским садом из Санкт–Петербурга, который реализует эти программы и периодически выходит с нами на связь. Мы оказываем им поддержку: рассказываем, что делать, как делать, и помогаем.
© Илья Марков

Я как раз до Центра в Санкт–Петербурге работала в коррекционном детском садике, где коллеги из Фонда нас обучали работе с детьми с аутизмом. Тогда было мало информированности об аутизме, мало обучали. И много информации я узнала только в Фонде и начала это применять на практике.
© Анастасия Титова

На данный момент объём знаний, который в принципе сейчас доступен, довольно большой. И это очень хорошая тенденция: из-за доступности информации мы можем отсылать к разным семинарами, книгам, статьям. Сейчас у нас есть платформа и для специалистов организаций, и для родителей, где каждый может найти много хорошей, качественной информации. Там же есть ссылки на другие сайты и материалы, идополнительно к нашим знаниям родители могут найти что-то ценное.
© Татьяна Бальчукова

В ЧЁМ ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ФОНДА?

Я вижу, как меняются родители с того момента, когда они приходят и не знают, что делать и куда бежать, до того, когда программа заканчивается. И мы продолжаем с ними общаться: переписываемся и встречаемся, они рассказывают нам об успехах детей. Для меня это и есть мотивация: то, как меняются дети — это волшебно. Это самое главное.
© Анастасия Титова

Ценно, что меняется жизнь маленького ребёнка, и так круто, что это происходит за небольшое количество времени. Очень часто после выпуска родители дают нам обратную связь, приходят с детьми в гости. И очень здорово смотреть, как ребёнок дальше развивается, что с ним происходит. Да, это бывает сложно. Но когда видишь, как ребенок развивается, когда ты видишь свой вклад и вклад каждого сотрудника, это дорогого стоит.
© Ирина Пименова

Мне кажется, мы всё время приходим к тому, что наша работа — про качество: улучшение качества жизни. Мы даём больше возможностей: повышается вероятность того, что человек с аутизмом будет жизнь обычной жизнью, а общество будет готово к этому.
© Татьяна Бальчукова

Ценность фонда — хоть и банально, но делать мир гораздо лучше. Творить добро, просто помогать кому-то: такой простой посыл.
© Полина Грибова

Опыт общения с сотрудниками Центра стал бесценным для команды GATE31. Мы вживую пообщались с людьми, делающими важное дело, и постарались наиболее подробно передать особенности их работы. Благодаря подобным фондам, центрам и инициативам всё больше людей смогут узнать самую важную и полезную информацию об общении с детьми и взрослыми с аутизмом, что привнесёт в жизнь каждого члена особенной семьи больше светлых красок.

Мы выражаем благодарность фонду «Обнажённые сердца» за подобный опыт и желаем, чтобы счастливых глаз от полученной помощи становилось всё больше, а жизни детей и взрослых с аутизмом были наполнены прекрасными моментами и насыщенными днями. Мы уверены в том, что бренды должны делиться продуктом, идеями, обмениваться опытом. И мы продолжим сотрудничать с Фондом, ежегодно обновляя комплекты для сотрудников.